Самая популярная тема среди водителей — замена ремня ГРМ, который внешне довольно неприметный, а по цене совсем недорогой. Однако если в момент работы двигателя внешнего сгорания он порвется, то наделает немало беды. В результате вы будете иметь серьезные проблемы с ДВС. Так что капитального ремонта вам просто не избежать. Учитывая это, нужно всегда следить за степенью износа этой важной запчасти и при необходимости вовремя ее заменить.
Что такое ремень ГРМ и каков принцип его работы?
Двигатель внутреннего сгорания имеет очень сложное строение, но нас интересуют лишь некоторые его детали. Вам точно известно, что в топливной системе одну из главных ролей выполняют коленчатый вал, на котором расположены шатуны с поршнями, и распределительная ось (или оси) с клапанами. Это, конечно, очень упрощенное описание гениального механизма, но оно нам подходит. Так вот, чтобы синхронизировать работу этих двух валов, талантливые инженеры спроектировали ремень газораспределительного механизма (ГРМ). Он представлен в виде гибкой ленты (в некоторых моделях цепи) со специальными зубцами, которые находятся на внутренней стороне. На этом они не остановились, ведь для слаженного функционирования системы требовались:
- Шкивы (или своего рода шестерни) распределительного вала, коленвала, помпы и другие элементы.
- Ролики для натяжения ремня.
- Защитный кожух.
Предназначение ремня ГРМ для работы топливной системы невозможно переоценить. Он регулирует каждую фазу газораспределительного процесса ДВС. От исправности механизма зависит своевременное как открывание, так и закрывание клапанов в разных режимах рабочего цикла двигателя. Благодаря передаче крутящего момента от коленчатого к кулачковому валу происходит впрыск топливовоздушной смеси в цилиндры. Там она под большим давлением сгорает, после чего механизм выбрасывает из системы отработанные газы. Заметим, что разделительный вал может быть также связан с гидроусилителем руля или насоса тормозной системы. Поэтому, когда он выходит из строя, нередко страдают и тормозные компоненты.
Важно! Ремень ГРМ должен быть в исправном состоянии, чтобы обеспечивать бесперебойную работу двигателя и высокую производительность машины в целом. При выходе из строя детали начинаются серьезные проблемы с топливной системой. Кроме потери мощности, нередко наблюдаются нарушения в функционировании мотора, например связанные с клапанами. Если вовремя не заменить этот пояс, вас ждет дорогой ремонт ДВС.
Когда нужно менять ремень ГРМ?
Ответ на этот вопрос никогда не будет конкретным и однозначным. Об интервале замены запасных частей лучше всего узнавать у производителя вашего автомобиля из Америки. В инструкции подобные моменты четко прописываются. Однако лучшими ориентирами в этом вопросе должны стать ваши наблюдения и водительская интуиция. Дело в том, что износ деталей зависит от характера вождения, климатических условий и других индивидуальных факторов. Именно поэтому квалифицированные автомеханики называют три причины, которые следует учитывать, планируя замену ремня ГРМ:
- Первые признаки износа этого элемента газораспределительного механизма. Стук, посторонние шумы, неравномерная работа двигателя, увеличение расхода топлива, неправильное положение кулачкового вала. Все это свидетельствует о разрушении материалов, из которых изготовлена запчасть.
- Достижение критической отметки пробега, указанного производителем. В зависимости от модели и характеристик авто заменять ремень необходимо уже после 90-100 тыс. км. Но проверять его состояние лучше начинать тогда, когда вы проедете 50 тыс. км.
- Истечение срока службы (ресурса) детали. Японские и немецкие производители отмечают, что деталь не изнашивается на протяжении 120-150 тыс. км пробега. Однако каков бы ни был ресурс оригинального ремня, крайне важно следить за состоянием роликов натяжения, шкивов и других элементов механизма.
Проводить замену ремня ГРМ нужно вовремя, а иногда даже на 5-10 тыс. км раньше. В противном случае он может разорваться и причинить очень много вреда. Когда это происходит, в топливной системе наблюдается «эффект домино». Распределительный вал резко останавливается, а коленчатый продолжает интенсивно вращаться. Поэтому цилиндры на бешеной скорости ударяют клапаны, сгибая их. Это также приводит к серьезной деформации самого кулачкового вала, втулок, поршней, шатунов, головок блока цилиндров и других деталей. Капитальный ремонт «изуродованного» ДВС нередко обходится настолько дорого, что превышает ½ стоимости машины. В таких случаях дешевле купить авто из США, чем ремонтировать поврежденный двигатель.
Совет! Ремень ГРМ будет изнашиваться гораздо медленнее, если своевременно заменять моторное масло и фильтры, а также регулярно проверять его состояние. На срок службы данной детали очень влияет манера езды. Если двигатель часто работает на максимальных оборотах, которые для него критичны, то запчасть быстро износится. Более того, резкое торможение или ускорение также уничтожают прочный материал запасной части.
«Мокрый ремень» ГРМ не так долговечен, как в этом уверяют
С 2017 года автомобилестроительные компании начали массово устанавливать на машины не традиционные ремни газораспределительного механизма, а так называемые «мокрые» или «ремень в масле» (BIO – Belt in Oil). Более того, производители изменили их месторасположение. Раньше они находились на наружной стороне силового агрегата, а теперь внутри картера. Это сделали для того, чтобы зубцы в процессе вращения непрерывно смазывались моторным маслом. Внедрение такого технологического решения способствует:
- повышению эффективности работы газораспределительного механизма;
- уменьшению сопротивления на 30% при интенсивном вращении;
- снижению количества выбросов, а также расхода топлива.
Инженеры утверждают, что использование именно «мокрых ремней» ГРМ гораздо эффективнее, чем обычных. Однако владельцы таких автомобилей все чаще начинают обращаться в СТО с проблемой быстрого износа детали или преждевременного разрывания. При этом характерными признаками деформации является расслоение основания, а также стирание зубцов (их разрушение). В результате частички материала попадают внутрь моторного агрегата, что приводит к серьезным проблемам. Автомеханики предупреждают, что срок службы таких запасных частей меньше 10 лет, заявленных изготовителем.
При покупке машины автоэксперты рекомендуют сразу заменять фильтры и моторное масло. Поскольку в Украине иногда достаточно трудно выяснить, когда именно производилась замена ремня ГРМ, после регистрации транспортного средства лучше установить новую деталь. Однако этого нельзя сказать об авто из США. Власти Соединенных Штатов скрупулезно контролируют правильность ведения истории ТС, особенно их технического обслуживания. Таким образом, вы без проблем сможете узнать, какие именно детали были заменены, сколько раз и когда. Более того, мы сотрудничаем с ведущими украинскими СТО, поэтому профессиональные автомеханики проверят состояние важных запасных частей и определят, стоит ли их заменять.